«Новаторство в школе: проблемы преемственности и системности» - под таким названием 19 декабря в ООШ № 9 прошел семинар – практикум для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. На семинаре присутствовали начальник управления образования Задороженко Т.Л., заместитель начальника Рыженко А.Г., методисты городского методического центра образования. В теоретической части семинара выступили директор СГМЦО Черных Л.В. с докладом «Новаторство в современной украинской школе» и заместитель директора по УВР ООШ № 9 Дедова О.Н. «Преемственность и системность обучения как объективный процесс реализации инновационных технологий школьного коллектива». Принципы преемственности и системности являются определяющими в любой образовательной системе в целом и проявляются как объективная и закономерная связь между прошедшим, настоящим и будущим, причем их дидактическая составляющая заложена изначально в самой структуре и содержании государственных стандартов национального образования, но практическая реализация всецело зависит от такого субъективного фактора, как профессионализм и ответственность педагога. Поэтому, не случайно, работа семинара была построена на анализе экспериментальной деятельности ООШ № 9 в аспекте реализации именно этих принципов дидактики. И вполне естественно, что выступления Черных Л.В. и Дедовой О.Н. были направлены на актуализацию реализации этих ведущих принципов дидактики. Результатом любого образовательного процесса является личность. Преемственность становления личности проявляется в ее динамике, предполагающей изменение свойств и качеств личности учащихся. Здоровье детей является обязательным условием жизни каждого человека. В последнее время состояние здоровья детей вызывает серьезную тревогу родителей, педагогов, государственных деятелей, специалистов различного профиля. Увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. Здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания. Счастливое детство – это здоровье в дружбе с двигательной активностью, физической культурой и спортом, это познание окружающей среды, утверждение собственного «Я». Постоянное движение благоприятствует развитию молодого поколения, его физических и интеллектуальных способностей, способствует формированию бережного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающих. ООШ № 9 пятый год работает в рамках регионального эксперимента, направленного на сохранение и компенсацию здоровья школьников. Главная цель экспериментальной деятельности заключается в создании в учебно-воспитательном процессе организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических, социально-психологических и специально-дидактических условий и способов сохранения здоровья учащихся, интеграции современных здоровьесберегающих технологий. Изменение отношения детей и взрослых к собственному здоровью – задача, которую решает педколлектив, внедряя в режим работы школы, апробированные и приоритетные формы всех видов жизнедеятельности школьного коллектива. Внедрение здоровьесберегающих технологий включает смену видов деятельности. Каждый урок любого предметного школьного курса содержит в себе определенный здоровьесберегающий и укрепляющий потенциал, который исследуется и осуществляется в работе учителей- предметников и методических комиссий школы. Использование здоровьесберегающих технологий требует от учителей не допускать перенапряжения учащихся на уроках, определяя оптимальный объем научной информации и способы ее передачи, учитывая интеллектуальные и физиологические особенности детей, индивидуальные речевые особенности каждого, планировать такие виды работы, которые способствуют снижению усталости. В практической части семинара были продемонстрированы фрагменты уроков, как осуществляется формирование индивидуальных здоровьесберегающих умений и навыков учителями начальной школы с элементами релаксации, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, «сказкотерапии» (учитель 1-А класса Опрышко Л.И.), упражнений для коррекции осанки и плоскостопия (учитель 2-А кл. Жарченко Е.И.), дыхательная гимнастика и энергопаузы (учитель 3-А кл. Сотникова Е.А.), физкультминутки как способ активизации детского организма на уроке (учитель 4-Б кл. Кушнирская Г.В.). Особый интерес вызвали мероприятия с применением и реализацией здоровьесберегающих технологий средствами школьных предметов в 5-11 кл. – это дыхательная гимнастика «оксисайз» (учитель Бакланова И.П. - 5-8 кл.), «Украинские народные загадки» (учитель украинского языка и лит-ры Колузонова С.Н.), «Київські князі. Запровадження християнства» (история Украины, 5кл. , учитель Гринева Ю.В.), «Healthy Diet». Здоровое питание (англ.яз., 8кл., учитель Буйленко О.Н.), «Проблемы подросткового ожирения» (биология, 9 кл., учитель Илющенко Л.Ф.), а также на уроках математики, географии, зарубежной литературы. Сохранению и укреплению здоровья детей способствует система внеклассной и внешкольной работы, формирующая позитивную мотивацию на здоровый образ жизни. Участникам семинара был продемонстрирован видеофильм, в котором представлено разнообразие доступных, многофункциональных и результативных форм спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий с постоянным участием учителей, учащихся, родителей, а также их специальных партнеров: ДОУ «Березка» и «Журавушка», ДЮСШ № 1. ДЮСШ № 2, ФОК «Шахтер», ЦВР «Мрія». При подведении итогов участники семинара дали объективную оценку работе всего педагогического коллектива ООШ № 9, отметили, что уровень профессионализма и должностной ответственности каждого учителя и всех сотрудников явился определяющим фактором в успешности работы в рамках реализации цели и задач регионального эксперимента, направленного на формирование здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих компетентностей личности школьника, высказали критические замечания для осуществления работы в этом направлении. Семинар прошел в рабочей, конструктивной, доброжелательной, позитивной атмосфере, что также является главным стержнем внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный и научный процесс. Его участники были едины в том, что опыт работы педагогического коллектива школы заслуживает не только одобрения, но и вполне доступным для внедрения в работу каждого школьного коллектива. Заместитель директора по УВР ООШ № 9 Дедова О.Н.
|